Новости

Без вреда для здоровья пациента

Симуляционное обучение необходимо, прежде всего, для безопасности пациента. Традиционно в советской и российской медицинских школах присутствует такое странное пренебрежительное отношение к больным. Еще в «Записках врача» Викентий Вересаев описывает, как студентам и ординаторам легко было получить доступ к телу пациента, но о его судьбе, к сожалению, никто не задумывался. И до сих пор противники симуляционного обучения не думают о том, что реальные больные страдают от необученных рук. Это на самом деле не только российская история. Во всем мире развитие симуляционного обучения связано с трендом на внимание к больным. В большинстве развитых стран отмечается консьюмеристское отношение к медицине как к услугам, и пациенты понимают, что теперь у них есть права, общественность призывает принимать меры для безопасности.

Симуляционные технологии, которые появились в том числе в связи с развитием компьютеров, технологий производства пластмасс и мягких материалов, дают возможность осознанной, запланированной практики. Студент-медик должен освоить и хорошо распознавать большое количество заболеваний. Но увидеть в клинике достаточное количество больных, провести с ними достаточное время, пообщаться, понаблюдать за теми или иными симптомами у него нет возможности. Во-первых, потому, что с развитием системы ОМС кафедры активно вытесняются из клиник, а  количество студентов в разы выросло по сравнению с советскими временами.

Во-вторых, произошла интенсификация медицинской помощи: сейчас лечат гораздо быстрее, появились новые методы, новые лекарства. Больной с выраженными симптомами не лежит на койке для того, чтобы его посмотрели и послушали студенты. Его тут же начинают интенсивно лечить антибиотиками, уже на второй день у него нет тех симптомов, которые надо послушать, нет характерной клинической картины, видеть которую необходимо обучающемуся. В советское время больные месяцами лежали на тематических койках, их водили на лекции, показывали студентам. Сейчас такого почти нет — к сожалению для студентов и к счастью для больных.

Отдельная тема: помощь при жизнеугрожающих состояниях, студенты-медики должны справляться с ними самостоятельно, особенно сейчас, когда они после шестого курса выходят на самостоятельную деятельность. Но кто им даст возможность практиковать на больных в жизнеугрожающих состояниях? Помощь больным оказывают опытные врачи, студенты же остаются в лучшем случае в роли наблюдателей, не имея возможности освоить навыки и компетенции, связанные с оказанием медицинской помощи.

Именно для решения этих проблем медицинского образования и нужны симуляционные технологии: чтобы без вреда для здоровья пациента можно было отработать все алгоритмы, практические навыки, научить студентов и врачей действовать в экстренных ситуациях. Это важно в том числе для освоения развивающихся сейчас малоинвазивных методов лечения, эффективного использования медицинского оборудования. А приходить к больному студент должен с уже отработанными практическими умениями — когда поставлена рука, есть выработанные алгоритмы, определенные умения, переросшие в навыки. Симуляционное обучение дает возможность знакомства со всеми заболеваниями, предусмотренными учебной программой, независимо от того, есть в это время в клинике больной с ярко выраженной симптоматикой или нет. А самое главное, что при обучении студентов с использованием симуляционных технологий мы получаем возможность запланированной практики для каждого из них.

Источник:

https://medvestnik.ru/content/interviews/Uchitsya-na-bolnyh-eto-nepravilno.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *