Следует заметить, что в последнее время симуляционное обучение стало уже нормальной составляющей практически любого профессионального образования и различных курсов повышения квалификации. На симуляторах обучают пилотов, водителей автотранспорта, сотрудников служб спасения и прочих специалистов, которым часто приходится действовать в экстремальных ситуациях. В данном случае причина такого “увлечения” симуляционным обучением вполне понятна — в реальности создать экстремальную ситуацию для отработки действий специалистов достаточно сложно. Но еще сложнее сохранить при этом жизнь и здоровье самого обучающегося, и чтобы необходимые навыки для действий в чрезвычайной ситуации он все-таки получил.
Впрочем обучение с использованием симуляторов необходимо и представителям вполне мирных профессий, от которых зависит жизнь и здоровье людей — например, врачам и медицинским сестрам. Действительно, ведь всем, кто работает в медицинской сфере, нужны не только специальные знания, но и навыки работы с реальными пациентами. Беда в том, что получить эти навыки, не травмируя при этом больных (которым и без того плохо), достаточно сложно.
Неопытный же хирург или неумелая медицинская сестра могут быть куда более опасны для пациента, чем сама болезнь. Истинность последнего заявления автор этих строк может подтвердить на истории из собственного опыта — когда несколько лет назад мне довелось лежать в больнице, я, как и все пациенты нашей палаты, просто смертельно боялся одной медицинской сестры, которая все процедуры проводила так, что потом больному требовалось дополнительное обезболивающее. Любой сделанный ее рукой укол производил эффект ножевого ранения, а поставленная капельница приводила к серьезной травме кровеносных сосудов. Однако на все жалобы пациентов начальство лишь разводило руками, объясняя, что эта дама только-только закончила медицинское училище, опыта у нее нет, а заменить ее некем, поскольку в штате больнице имеется недостаток среднего медперсонала.
В принципе, такой проблемы не существовало бы, если бы в нашей стране медицинских сестер обучали работать с пациентами на симуляторах. Но до последнего времени центров, где проводилось бы подобное обучение, в России просто не существовало. Впрочем сейчас ситуация начала меняться к лучшему, и свидетельством подобных перемен может служить открытие симуляционного центра для среднего медперсонала при Высшей медицинской школе (ВМШ).
Если каждый член команды среднего медперсонала правильно подготовлен — смертность сокращается на 10 процентов. Ну а если в клинике выполнены все три условия — тогда смертность сокращается на 30 процентов. Небольшое пояснение — когда я говорю о смертности, то имею в виду случаи гибели больных от неправильного ухода за ними, которые происходят почти исключительно из-за некомпетентности медсестер. Как видите, грамотная и компетентная медсестра важна для любой клиники не меньше, чем опытный врач.
Так вот, все навыки ухода за больными, оборудования своего рабочего места и взаимодействия друг с другом специалисты из среднего медицинского персонала могут получить при симуляционном обучении, причем достаточно быстро. Надо сказать, что первые симуляторы появились для того, чтобы обеспечить безопасность пациента — это достигается тем, что на симуляторах врачи и медсестры могут делать то, чего нельзя отрабатывать на живом человеке. Но при этом симуляционное обучение, без сомнения, не является панацеей и не заменяет другие формы обучения. Однако оно является важным этапом подготовки специалистов, можно сказать — последним этапом перед тем, как специалист подойдет к постели настоящего больного.
На нашем сайте в разделе “Каталог” Вы можете ознакомиться с разделом “Сестринское дело”, в котором представлены тренажеры, позволяющие получить курсантам самые необходимые и базовые навыки
Один из наших тренажеров сестринского дела:
Манекен, имитирующий пальцы рук, для отработки навыка самоконтроля гликемии с возможностью забора крови