Симуляционный тренинг – обязательный компонент профессиональной подготовки, использующий модель профессиональной деятельности, направленной на освоение обучающимися различных профессиональных навыков, умений и компетенций в соответствии со стандартами и порядками оказания медицинской помощи.
Приобретение и закрепление сложных моторных навыков происходит в виде трех последовательных стадий: когнитивной, ассоциативной и автономной. На когнитивной стадии манипуляция должна быть проанализирована и осознана. Обучаемый производит когнитивную стратегию – последовательность действий, поз, движений для достижения заданного результата. На следующей, ассоциативной стадии, происходит постепенное улучшение координации и интеграция отдельных элементов манипуляции. Заключительная, автономная стадия, характеризуется выработкой способности выполнять манипуляцию автономно, без осознанного контроля над отдельными движениями. Выполнение становится автоматическим, безошибочным. Для осуществления последовательного перехода от одной стадии к другой в курсе практического тренинга необходимо обеспечить наличие целого ряда составляющих. Известный исследователь, один из основателей симуляционныо тренинга в лапароскопии профессор Энтони Галлахер из Университета Корка, Ирландия, сформулировал восемь шагов, которые важны для любого практического курса независимо от хирургической специальности и уровня сложности:
1. Предоставить материал, имеющий отношение к теме (анатомия, физиоология, патология).
2. Создать пошаговый инструктаж по технике выполнения упражнения и его конечной цели.
3. Определить и проиллюстрировать распространенные ошибки.
4. Оценить усвоения теории, чтобы убедиться, что студент владеет когнитивной частью – понимает смысл выполнения упражнения, его задачи и возможные ошибки.
5. Предоставить для отработки технического опыта необходимое симуляцийнное оборудование.
6. Обеспечить немедленную (проксимальную) обратную связь для обозначения ошибок.
7. Осуществить удаленную (завершающую) обратную связь для анализа ошибок.
8. Продемонстрировать обучаемому его кривую обучения, которая стремится к экспертному показателю, для продолжения повторов упражнения до выработки навыков этого уровня.
Симуляционное обучение является важнейшим инструментом современного медицинского образования. Развитие имитационных форм обучения повышает качество обучения и конкурентоспособность медицинского образования. Симуляционные сценарии могут значительно повысить мотивацию и интерес студентов/врачей-интернов, врачей к овладению практическими навыками и их способность реализовывать эти умения в дальнейшей профессиональной деятельности.
При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением в отношении данного типа файлов